Текущее время: 18 июн 2018, 08:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Влияние социального научения на гендерную идентичность
СообщениеДобавлено: 05 фев 2014, 13:28 
Основатель форума
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 19:42
Сообщения: 1863
Откуда: Москва

Cпасибо сказано: 391
Спасибо получено:
377 раз в 275 сообщениях
Перепечатано из книги: Роберт Крукс, Карла Баур // Сексуальность // (Robert Crooks, Karla Baur "Our Sexuality", 8th ed., 2002)
Цитата:
До сих пор мы рассматривали исключительно биологические факторы, участвующие в процессе формирования гендерной идентичности. Однако наши ощущения себя мужчинами и женщинами базируются не только на нашей биологической данности. Согласно теории социального научения, наша идентификация либо с мужскими, либо с женскими ролями, или же и с теми и другими (андрогиния) преимущественно является результатом социальных и культурных моделей и влияний, воздействующих на нас на ранних этапах нашего индивидуального развития (Lips, 1997; Lorber, 1995).

Еще до рождения своего ребенка родители (а нередко и другие взрослые, участвующие в воспитании) имеют предвзятые представления о том, чем мальчики и девочки отличаются друг от друга. С помощью множества явных и неявных средств они сообщают о собственных взглядах своим детям (Witt, 1997). Ожидания, связанные с гендерными ролями, оказывают влияние на окружение, в котором воспитывается ребенок, начиная от цвета обоев в детской и заканчивая выбором игрушек. Эти ожидания влияют также и на образ мышления родителей в отношении своих детей. Так, в ходе одного исследования родителей просили описать родившихся у них младенцев. Родители мальчиков описывали их как «сильных», «активных» и «крепких», тогда как родители девочек использовали такие слова, как «мягкая» и «нежная». При этом все новорожденные имели приблизительно одинаковый уровень развития мускулатуры (Rubin et al., 1974). Неудивительно, что ожидания, связанные с гендерными ролями, влияют и на то, как родители реагируют на своих детей. Так, мальчика, вероятно, будут побуждать подавлять слезы, если он поцарапает колено, а также проявлять другие «мужские» качества, такие как независимость и агрессивность. Девочек же будут поощрять за проявления заботы и участия (Hyde, 1996; Mosher & Tomlins, 1988; Siegal, 1987).

К возрасту 18 месяцев у большинства детей прочно формируется гендерная идентичность. Начиная с этого момента подкрепление гендерной идентичности отчасти приобретает характер замкнутого круга. Ведь большинство детей уже активно стремятся вести себя таким образом, какому их научили воспитатели (Kohlberg, 1966; Sedney, 1987). Нередки случаи, когда девочкам приходится пройти через период, на протяжении которого их заставляют одеваться в вычурные платьица или упражняться в выпечке пирожных на кухне, в то время как их собственные матери уже давно сменили свой гардероб на более практичный и навсегда отказались от карьеры домохозяйки.

{Хотя в последнее время родители становятся все более восприимчивыми к тому, какого рода игрушки требуются их детям, многие из них до сих пор выбирают совершенно различные игрушки и виды занятий для девочек и мальчиков}

Аналогично, маленькие мальчики обычно увлекаются образами супергероев, полицейских и других культурных ролевых моделей и пытаются выработать формы поведения, соответствующие этим ролям.

Антропологические исследования других культур также подтверждают точку зрения теории социального научения на формирование гендерной идентичности. В нескольких обществах различия между мужчинами и женщинами, которые нам представляются врожденными, вовсе никак не проявляются. В частности, в классической работе Маргарет Мид «Пол и темперамент в трех примитивных обществах» (Margaret Mead, Sex And Temperament In Three Primitive Societies, 1963) автор приходит к выводу, что для других обществ могут быть характерны совершенно иные представления о том, что свойственно мужчинам, а что — женщинам. В этой широко цитируемой книге, представляющей собой отчет об исследованиях в Новой Гвинее, Мид описывает два общества, в которых различия между мужчинами и женщинами минимальны. Мид отмечает, что в племени мандагамор (Mundugumor) оба пола проявляют агрессивные, безэмоциональные, независимые и эгоцентрические формы поведения. В соответствии с нормами нашего общества такое поведение рассматривалось бы как типично мужское. В противоположность данной культуре среди арапеш (Arapesh) и женщинам и мужчинам свойственны проявления нежности, чуткости, взаимопомощи, заботы, а также отсутствие агрессии, что в нашем обществе рассматривалось бы как проявления женственности. А среди чамбули (Tchambuli), как уже говорилось в параграфе, открывающем данную главу, мужские и женские гендерные роли фактически являются противоположными тому, что считается типичным для американцев. Однако нет никаких свидетельств в пользу того, что представители этих обществ имеют какие-либо биологические отличия от американцев. Поэтому можно предположить, что представления этих народов о том, что присуще мужчинам, а что женщинам, являются результатом процесса социального научения.

Наконец, сторонники теории социального научения в отношении формирования гендерной идентичности ссылаются на различные исследования, проводимые с детьми, родившимися с амбивалентными наружными половыми органами. Такие дети часто причисляются либо к одному, либо к другому полу, после чего воспитываются соответствующим образом. Большинство ранних исследований в этой области было проведено группой ученых, возглавляемой Джоном Мани (John Money) в госпитале Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University Hospital). В период, когда методы лечения амбивалентной гендерной идентичности еще находились на стадии разработки, Мани и его коллеги полагали, что человек рождается психосексуально нейтральным, или недифференцированным. В связи с этим опыт социального научения является важнейшим фактором, определяющим гендерную идентичность и гендерно-ролевое поведение (Money, 1961, 1963; Money & Ehrhardt, 1972). В результате в те годы ученые уделяли мало внимания сопоставлению наружных половых органов и половых хромосом. Более того, поскольку руководящим принципом было придание наружным половым органам максимального внешнего сходства с естественными, большинству интерсексуальных младенцев приписывался женский пол. Это происходило благодаря тому, что хирургическая реконструкция амбивалентных половых органов в женские технически осуществлялась значительно легче, а кроме того, и по эстетическим и по функциональным параметрам оказывалась успешнее реконструкции пениса (Diamond & Sigmundson, 1997; Nussbaum, 2000).

Мани и его коллеги наблюдали подвергшихся такой хирургической операции детей на протяжение нескольких лет. Они выяснили, что в большинстве изучаемых ими случаев у детей, которым приписывался пол, не соответствующий их хромосомному полу, формировалась гендерная идентичность, соответствующая характеру их воспитания (Money, 1965; Money & Ehrhardt, 1972). Интересный случай представляли два ребенка, лечившиеся в Университете Джонса Хопкинса. Они имели нормальный женский набор хромосом (XX), но претерпели пренатальную маскулинизацию в результате воздействия избыточного количества андрогенов. Данное нарушение было правильно диагностировано у одного из этих детей в возрасте двух лет. В результате маскулинизированным наружным половым органам этого ребенка была хирургическим путем придана женская форма. В более старшем возрасте эта девочка демонстрировала мальчишеский тип поведения (распространенный случай среди таких девочек), но по внешности была очень женственной, обладала женской гендерной идентичностью, встречалась с мальчиками и мечтала выйти замуж за мужчину. Второй ребенок был ошибочно идентифицирован как мальчик, обладавший недоразвитым пенисом. Ошибка диагноза была обнаружена лишь в возрасте 3,5 года, когда у ребенка уже прочно сформировалась мужская гендерная идентичность. В результате было принято решение подвергнуть гениталии ребенка дальнейшей маскулинизации хирургическим путем, а в период полового созревания ему было назначено гормональное лечение. В подростковые годы этот ребенок дружил с другими мальчиками и испытывал сексуальное влечение к девочкам. Таким образом, хотя оба ребенка обладали женским набором хромосом и женскими внутренними половыми структурами, у них сформировалась гендерная идентичность, соответствующая приписанному им полу и воспитанию. Эти данные свидетельствуют в пользу определяющей роли социального научения в формировании гендерной идентичности.

Однако в последние годы было обнаружено, что по крайней мере некоторые интерсексуальные дети могут не являться при рождении психосексуально нейтральными, как это считалось ранее. Так, было проведено многолетнее наблюдение за несколькими интерсексуальными детьми, прошедшими курс лечения, разработанный в Университете Джонса Хопкинса. Это наблюдение показало, что у части этих индивидов возникали серьезные проблемы с адаптацией к приписанной им гендерной принадлежности (Diamond, 1997; Diamond & Sigmundson, 1997). Одним из наиболее показательных является пример двух однояйцевых близнецов, с одним из которых произошел несчастный случай при обрезании. В результате этого большая часть тканей его пениса была разрушена. Поскольку никакая пластическая операция не могла восстановить его сильно поврежденный пенис, было рекомендовано воспитывать ребенка как девочку и осуществить соответствующую операцию по перемене пола. Через несколько месяцев родители приняли решение воспитывать ребенка как девочку. Вскоре после этого с целью облегчения процесса феминизации ребенок был подвергнут кастрации и первичной генитальной хирургической операции. Дальнейшие операции по формированию полноценной вагины были отложены до времени достижения ребенком более старшего возраста. Последующие анализы обоих близнецов, проводимые в период раннего детства, показали, что несмотря на тот факт, что оба близнеца обладали идентичным генетическим материалом, их реакцией на раздельное социальное научение явилось формирование противоположных типов гендерной идентичности. Более того, ребенок, которому была приписана новая гендерная идентичность уже после рождения, развился в полноценную девочку.

Если бы история двух близнецов на этом заканчивалась, мы располагали бы убедительными свидетельствами в пользу определяющей роли социального научения в формировании гендерной идентичности. Однако в 1979 году психиатр, отслеживавший этот случай, обнаружил новые факты. По его наблюдениям, тот из близнецов, которому была приписана новая гендерная идентичность, испытывает значительные трудности, пытаясь адаптироваться к роли женщины (Willims & Smith, 1979). Более позднее обследование (Diamond & Sigmundson, 1997) показало, что начиная с возраста 14 лет, еще не зная о своем обладании мужским хромосомным набором (XY) и вопреки рекомендациям членов семьи и врачей, данный индивид решил отказаться от роли женщины. Решительный отказ жить в качестве женщины наряду со значительным улучшением эмоционального состояния после принятия роли мужчины убедил специалистов в уместности повторной перемены пола. Постхирургическая адаптация прошла прекрасно, и с помощью лечения тестостероном близнец «превратился» в привлекательного юношу. В возрасте 25 лет он женился на женщине, усыновил ее детей и без каких-либо проблем принял на себя роль отца и мужа. Эта удивительная история изложена в книге Джона Колапинто «Согласно замыслу природы: мальчик, воспитанный как девочка» (John Colapinto, As Nature Made Him: The Boy Who Was Raised As A Girl, 2000).

Данный случай свидетельствует о необходимости долгосрочных исследований детей, которым была приписана новая половая принадлежность. Отчет о первом этапе описанного выше исследования, проведенном в период, когда ребенок еще находился на ранней стадии развития, широко цитировался в прессе, а также в научных и медицинских кругах. Он рассматривался как очевидное свидетельство того, что гендерная идентичность при рождении является психологически нейтральной, еще не сформированной опытом социального научения. Теперь, спустя многие годы, в течение которых эта точка зрения продолжала господствовать, мы обнаруживаем, насколько ошибочной может оказаться подобная интерпретация. Даже сам Джон Мани, в прошлом активный проповедник данной точки зрения, в настоящее время уже не придерживается столь крайних взглядов (см. Money, 1994a).

Другое недавно проведенное исследование заставило ученых поставить вопрос об обоснованности общераспространенной практики хирургического формирования пола детей, обладающих амбивалентными половыми органами. В отчете о данном исследовании описывалась история развития 27 детей, родившихся без пениса (дефект, известный как Клоакальная экстрофия, Cloacal Exstrophy). Однако во всем остальном эти дети были мальчиками, обладавшими нормальными яичками, хромосомами и гормонами. Двадцати пяти из 27 этих детей вскоре после рождения был «приписан пол» путем кастрации. После этого родители воспитывали их как девочек. Тем не менее для всех 25 детей, в настоящее время находящихся в возрасте от 5 до 16 лет, характерны игры, типичные для мальчиков, а 14 из них объявили себя мальчиками. Двое мальчиков, которым не была приписана новая половая принадлежность и которые воспитывались как мальчики, судя по всему, лучше адаптировались к своей роли, чем остальные 25 детей. Полученные результаты побудили Уильяма Райнера (William Reiner, 2000), специалиста, под руководством которого проводилось данное исследование, прийти к заключению, что «со временем и с возрастом дети в состоянии самостоятельно определить свою гендерную принадлежность, независимо от характера и количества информации, а также воспитания, противоречащих их выбору» (р. 1).

<Вопрос для критического размышления. Допустим, что вы руководитель группы медицинских работников, которым необходимо назначить наилучший метод лечения младенца, родившегося истинным гермафродитом. Будете ли вы приписывать ребенку гендерную идентичность и проводить хирургическое и/или гормональное лечение в соответствии с приписанным полом? Если да, какую гендерную принадлежность вы выберете? Почему? Если вы предпочтете отказаться от приписывания гендерной принадлежности, какую стратегию отслеживания или контроля этого ребенка в период его индивидуального развития вы предложите?>

Медицинские работники продолжают проявлять осторожность при пересмотре стандартных курсов лечения, назначаемых интерсексуальным детям, в особенности учитывая «отсутствие окончательных результатов долгосрочных исследований пациентов, подвергшихся лечению амбивалентных гениталий» (Lerman et al., p. 11). Однако отчеты о проведенных в последние годы исследованиях сигнализируют нам о необходимости пересмотра традиционного подхода к приписыванию пола интерсексуальным детям.

Сегодня ряд авторитетных исследователей утверждают, что господствовавшие ранее представления о гендерной нейтральности при рождении и эффективности перемены пола детей могут быть ошибочными. Более того, растет число данных, свидетельствующих о том, что несмотря на все усилия, направленные на воспитание детей с мужским хромосомным набором, но подвергшихся перемене пола на женский, некоторые, а возможно и многие из них в процессе индивидуального развития проявляют явные мужские тенденции и даже могут изменить приписанный им пол по достижении подросткового возраста (Colapinto, 2000; Diamond & Sigmundson, 1997; Reiner, 1997, 2000). Озабоченность вопросами эффективности и этичности стандартных методов лечения, применяемых по отношению к интерсексуальным индивидам, явилась источником горячей полемики вокруг интерсексуальных индивидов, а также работающих с ними исследователей и специалистов. Эта полемика описана нами во вставке «Стратегии лечения интерсексуальных индивидов: споры и противоречивые свидетельства».

На грани. Стратегии лечения интерсексуальных индивидов: споры и противоречивые свидетельства

Мы живем в мире, в котором усиленно подчеркивается разделение людей на два пола. При существующем образе мышления рождение людей с амбивалентными половыми органами рассматривается как биологическая неисправность, которую необходимо устранить. Джон Мани и его коллеги из Университета Джонса Хопкинса стояли у истоков разработки курса лечения интерсексуальных индивидов. Этот курс приобрел статус стандартного метода еще в 1960-х годах и продолжает использоваться и сегодня. В соответствии с рекомендациями этого курса группа профессионалов в процессе обсуждения с родителями «выбирает», к какому полу следует отнести интерсексуального ребенка. В результате, с целью снизить вероятность возникновения в будущем адаптационных проблем или гендерной неопределенности, назначается хирургическое или гормональное лечение. Согласно сообщениям Мани и его коллег, большинство интерсексуальных индивидов, проходящих лечение в соответствии с рекомендациями данного курса, вырастают относительно успешно адаптированными людьми, обладающими гендерной идентичностью, соответствующей характеру их воспитания (Money 1995; Money and Ehrhardt, 1972).

Однако в последние годы был поднят ряд серьезных вопросов, касающихся как долгосрочности положительных эффектов, так и этической приемлемости этого ставшего стандартным курса лечения (Dreger, 1998; Fausto-Sterling, 1999; Kessler, 1998). Милтон Даймонд (Milton Diamond), резко критикующий стратегии лечения, разработанные Джоном Мани, на протяжении длительного времени проводил отслеживание ряда интерсексуальных индивидов, прошедших данный курс лечения. Его исследования показали, что некоторые из этих людей испытывали значительные адаптационные трудности, которые они связывали с биосоциальным влиянием своей интерсексуальности (Diamond, 1997; Diamond & Sigmundson, 1997).

Исследования Даймонда и других ученых послужили поводом для активных дебатов среди интерсексуальных индивидов, исследователей и медицинских работников по вопросу о том, какие практики должен включать правильный метод лечения интерсексуальных индивидов.

Некоторые специалисты, и сегодня являющиеся сторонниками курса лечения, предложенного Мани, утверждают, что интерсексуальным младенцам должна однозначно приписываться определенная гендерная принадлежность в как можно более раннем возрасте и безусловно до начала формирования гендерной идентичности на втором году жизни. Специалисты, придерживающиеся данной точки зрения, выступают за хирургическое и/или гормональное вмешательство с целью минимизации гендерной неопределенности. Альтернативная точка зрения, отстаиваемая Даймондом и другими учеными, предлагает трехсторонний подход к лечению интерсексуальных индивидов. Во-первых, медицинские работники должны сделать наиболее точное предположение относительно окончательной гендерной идентичности интерсексуального младенца и порекомендовать родителям воспитывать ребенка в соответствии с этой идентичностью. Во-вторых, хирургических операций по изменению гениталий (которые впоследствии, возможно, придется проводить повторно для достижения обратного результата) на ранних стадиях индивидуального развития следует избегать. И в-третьих, как ребенку, так и его родителям должны быть предоставлены качественное консультирование и точная информация в период активного индивидуального развития ребенка. Это должно делаться для того, чтобы этот ребенок в конце концов мог принять самостоятельное информированное решение, касающееся необходимых дополнительных медицинских процедур, таких как хирургическое и/или гормональное лечение.

Как стратегия лечения, предлагаемая Даймондом, так и стандартный курс вызывают ряд серьезных вопросов. Является ли проведение хирургической операции по изменению гениталий родившихся младенцев нарушением их прав человека на информированное согласие? Если оставлять интерсексуальным детям амбивалентные половые органы, может ли это вызвать проблемы, связанные с их функционированием в школе или в других ситуациях, когда об их физических нарушениях могут узнать другие люди? Может ли когда-нибудь общество эволюционировать таким образом, чтобы выйти за рамки модели разделения человечества на два пола и признать законность третьей, интерсексуальной формы существования людей?

Среди отчетов об изучении конкретных случаев встречаются сообщения о людях, успешно адаптировавшихся к своей интерсексуальности без прохождения какого-либо лечения (Fausto-Sterling, 1993; 1994; Laurent, 1995). Кроме того, в течение последних лет некоторые лица, прошедшие стандартный курс лечения, высказывали резкое недовольство тем, что они подверглись медицинскому вмешательству в младенческом возрасте (Angier, 1996; Goodrum, 2000). Более того, «многие интерсексуальные индивиды, в настоящее время достигшие зрелого возраста, выступают за то, чтобы положить конец обращению с интерсексуальными детьми как с "поврежденным товаром", нуждающимся в ремонте» (Goodrum, 2000, р. 2).

Активисты интерсексуального движения, учредившие организацию, названную Интерсексуальным обществом Северной Америки (Intersex Society of North America, ISNA), утверждают, что интерсексуальные индивиды представляют собой случаи генитальной вариативности, а не генитальных аномалий. ISNA проповедует стратегию невмешательства, в соответствии с которой интерсексуальные дети не должны подвергаться хирургической операции по изменению гениталий в младенчестве. Они должны иметь возможность принять самостоятельное и сознательное решение относительно подобных процедур в более зрелом возрасте (Nussbaum, 2000). Кроме того, активисты ISNA считают, что имеет место нарушение врачебной этики в случаях, когда: 1) операции подвергаются дети, не способные дать информированное согласие; 2) интерсексуальным индивидам отказывается в праве оставаться интерсексуальными, сохраняя свою собственную гендерную идентичность; 3) родителей побуждают скрывать от своих детей информацию об их интерсексуальности.

Активисты интерсексуального движения также подвергают суровой критике один из аспектов лечения интерсексуальных индивидов, который ранее по большей части игнорировался. Операция по изменению гениталий может негативно сказаться на способности индивида к получению сексуального удовольствия (Kessler, 1998; Reiner, 1997). Так, уменьшение хирургическим путем увеличенного клитора у внутриутробно маскулинизированных женщин может привести к притуплению эротических ощущений. А это, в свою очередь, будет препятствовать получению генитального удовольствия и достижению оргазма.

В настоящее время существует значительно больше вопросов, чем ответов, касающихся наиболее подходящих способов лечения интерсексуальных младенцев. Такая неопределенность в значительной степени обусловлена недостатком окончательных результатов долгосрочных наблюдений интерсексуальных индивидов (Lerman et al., 2000). Нам остается только надеяться, что время и новые исследования в конце концов приведут к разрешению этой проблемы.


Не в сети
 Профиль  
Cпасибо сказано
Cпасибо сказано За это сообщение пользователю ANGEL "Спасибо" сказали:
Kitakaze, Trix
 Заголовок сообщения: Re: Влияние социального научения на гендерную идентичность
СообщениеДобавлено: 01 май 2016, 21:23 
Администратор
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 15 окт 2013, 18:05
Сообщения: 3498

Cпасибо сказано: 813
Спасибо получено:
1294 раз в 981 сообщениях
Вот ещё один вариант рассуждений на ту же тему - дискуссия нескольких экспертов, опубликованная в интернет-издании "Slon".

Цитата:
, 03.07.2013, 14:55

Дарья Шульга

М ИЛИ Ж? ВАРИАНТОВ БОЛЬШЕ

В середине июня в пресс-центре РИА «Новости» состоялся показ фильма «Какого пола мой мозг?» французского режиссера Лора Дэлесаля. В последующем обсуждении приняли участие неонатолог Наталья Ахмина, детский хирург Алексей Окулов, биолог и генетик Светлана Боринская, психолог Сергей Мац. Slon приводит самые яркие фрагменты дискуссии.


Светлана Боринская, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики имени Вавилова РАН:

– Гены влияют на все наши качества. В них записана программа развития того, что когда-то было зародышевой клеткой. И, конечно же, геном во всех клетках одинаков, но мозг в этом отношении отличается от остальных тканей.

Некоторые гены в одних клетках молчат, в других работают, некоторые работают во всех клетках. Я обычно сравниваю это с клавиатурой рояля: клавиши одни и те же, а мелодий можно сыграть много.

Вот в каждой клетке и звучит своя мелодия.

На работу мозга воздействует не только то, какие гены мы получили от родителей, но и то, с чем человеку приходилось сталкиваться в жизни начиная с рождения, и его реакция на эти события. А сейчас есть данные, что счет правильнее вести даже не от рождения, а от более ранних стадий. С точки зрения формальной генетики есть два привычных нам пола и очень много дополнительных – XXY, XYY и разные другие сочетания. Но, например, у мухи дрозофилы, которая тоже наш родственник, но более отдаленный, чем шимпанзе, пол определяется соотношением X- и Y-хромосом, а у человека присутствие Y-хромосомы, если все положенные гены на месте, определяет мужской пол, сколько бы X-хромосом при этом ни было добавлено. Но эти вот необычные сочетания могут давать самые разные эффекты.


Наталья Ахмина, доктор медицинских наук, профессор кафедры неонатологии Российской медицинской академии последипломного образования, перинатолог:

– Один из вариантов: генетически пол мужской, а рождается девочка: так бывает, если рецепторный аппарат сформировался как мужской, но он не работает. И под влиянием материнских эстрогенов рождается девочка, а внутри – мужские гениталии. Это называется ложный мужской гермафродитизм или тестикулярная феминизация.

Кем мы будем, зависит во многом от окружающей среды. К двум годам формируется физический пол в коре мозга: кем я себя ощущаю, мальчиком или девочкой. И поэтому ошибки природы, которые существуют, патологии, желательно исправлять раньше, чтобы не было потом сбоев. Есть еще один очень важный момент. К нам несколько лет назад приезжал профессор фундаментальной генетики Жером Лежен. Он читал лекцию в Москве. О чем? О том, чего еще нет в учебниках. С момента образования зиготы, оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом, первыми при ранних стадиях дробления по периферии расходятся клетки будущей центральной нервной системы ребенка. И туда впечатываются (называется на нашем языке импринтингом) механические состояния нервной системы родителей, то есть было это зачатием с любовью или насилием.

Вот отсюда начинается формирование центральной нервной системы будущего ребенка, и многое окружающая среда потом определит.


Алексей Окулов, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом детской хирургии Российской медицинской академии последипломного образования:

– В Штатах 60 тысяч человек в год задают себе вопрос «а к какому полу я принадлежу?». Из этих 60 тысяч примерно 9 тысячам ставится диагноз – транссексуализм.

Они действительно меняют пол в конце концов, потому что это ведь необратимый конфликт между формой и содержанием.

И затем – пороки развития. Эта наука. Мы ее сейчас называем педиатрической андрогинекологией. Вот в нашей практике встречаются пороки развития как у будущих женщин, так и у будущих мужчин. Довольно большое число, так сказать, наблюдений. 30 тысяч операций мы сделали за последние 30 лет. Это много, очень много. И добились довольно приличных результатов. На ранних этапах мы довольно хорошо помогаем: хорошо диагностируем, хорошо оперируем, и в этом отношении мы не отстаем, как в некоторых там направлениях, от наших более развитых соседей.

Ну, если нет у девочки влагалища, мы его формируем, пока ребенок еще мал. То же и с мальчиками: мы делаем половой член. Нельзя сказать, что это полноценный орган, но для определенной группы больных, конечно, и это счастье. Была транссексуалом, и вдруг что-то там появляется внизу. И для нее не так важны эти несовершенства, она просто счастлива.

Здесь ответ очень простой. Чем раньше мы устраняем порок развития, тем легче семье дальше жить. У нас много есть мужчин, которые стали отцами, они женились, завели семью. У нас много женщин, которые тоже могут создавать семьи: учитывая наши продвинутые биотехнологии, не надо обязательно иметь яичники, чтобы родить ребенка, если на месте матка и все остальное.


Гены или среда?

Светлана Боринская:

– Это очень интересный вопрос, какую роль играют гены, а какую – среда. Есть признаки, на которые среда почти никакого влияния не оказывает. Например, цвет глаз. Вот какой в генах, вот такой и… Редкий случай, когда что-то может поменяться, какие-то там дефекты развития. А есть признаки, которые очень сильно зависят от среды. И это признаки, чаще всего связанные с поведенческими особенностями. Там, безусловно, есть и вклад генов, но сейчас то, что все народы знали и без всякой науки генетики, – что беременных нужно беречь, что надо, чтобы у них было хорошее настроение, – сейчас это все показано на молекулярном уровне. На людях, на крысах и на других животных.

Если мать во время беременности испытывает стресс, то гены у эмбриона начинают работать иначе, чем должны были бы. Стресс в раннем возрасте может запрограммировать работу генов на всю жизнь, так что ребенок или крысенок, которого подвергли стрессу, будет особым образом реагировать на стресс в дальнейшем.

И здесь еще есть очень интересная закономерность: есть мутации, которые нарушают развитие, – вот мы говорили о генетических нарушениях в определении пола. Но под воздействием среды создаются копии этих мутаций, потому что пути развития все равно одни и те же. Неважно даже, где произошел сбой: на генетическом уровне или потом, в процессе развития произошло что-то, что заставило свернуть с правильного пути в какую-то дефектность. Можно получить такой же результат. Есть даже название – фенокопия, то есть это копия в фенотипе, во внешних признаках того, что бывает результатом мутации.


Сергей Мац:

– Этого вопроса, с моей точки зрения, нет, просто нет. И ответа нет – потому что нет вопроса. И вот почему: когда вы гуляете по городу, вы видите архитектуру. Под каждым зданием есть какой-то грязный фундамент. Он там закопан. Убираем фундамент – здание падает. Но вас не интересует фундамент, вас интересует здание. Вас интересует архитектура, вы на нее и смотрите. Вот это – психика. Все, о чем уважаемые коллеги здесь говорили, меня как психолога не интересует вообще. Потому что в этом не содержится для меня, для моей профессии, ответов вообще ни на какие вопросы. Важное для понимания человеческой природы лежит в совершенно другой плоскости.

При наличии влагалища или при его отсутствии можно быть женщиной с большой буквы, как и не быть таковой. В другом дело. Мы точно можем сказать, что некоторые существа женского пола как мужики реально ведут себя. А некоторые явно мужского пола существа (просто вот приспусти, посмотри – оно там мужское) ведут себя как женщины, и никаких сомнений в этом тоже нет.

То, что назвали как бы воздействием среды, – там тоже много разных этажей, на которых это все в конечном итоге формируется: врожденные какие-то вещи, потом приобретенные, личностные. Человек настолько (не знаю, поддержат ли меня коллеги-генетики) адаптивное существо, что может приспособиться – если он жив – практически ко всему.

Главное – быть живым, а приспособиться у нас ресурсов хватит. Вопрос – в каком качестве приспособиться.


Вопрос половой принадлежности и самоидентификации

Светлана Боринская:

– Мне известен такой случай: девушка двадцати лет, способная студентка, решила, что ей нужно изменить пол. Папа у нее был такой мужественный, мама очень изящная, а девочка больше похожа на папу. И решили подготовить ее к операции, отвели к психологу. Через три консультаций оказалось, что пол менять не надо. У нее просто было очень строго: черное или белое, либо мужчина, либо женщина. Четкие представления: женщина должна быть такой, она этому не соответствует, значит, надо менять пол.

Когда человек говорит, что он, не знаю там, слон, его отправляют к психиатру. Когда он говорит, что он другого пола, говорят, надо делать операцию, это модно.


Алексей Окулов:

– Мы ремесленники, а ставить диагнозы – дело психиатров. Вот психиатр ставит диагноз – транссексуализм, а хирурги уже выполняют рабочую часть. Они удаляют, они пришивают, они создают.


Сергей Мац:

– Сто процентов случаев могут быть скорректированы средствами практической психологии. С моей точки зрения, нет никакого выдающегося феномена транссексуализма, отдельного от других переживаний, связанных с телом. Есть феномен, суть которого в том, что мое тело меня не устраивает, хочу его поменять. У этого феномена есть разные степени, из которых эта – самая крайняя.


Алексей Окулов:

– Есть международная классификация болезней МКБ-10. И там есть транссексуализм. Болезнь.


Сергей Мац:

– МКБ, напоминаю, 10. А до нее были 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Классификация совершенствуется и будет совершенствоваться дальше. Хочу напомнить, не так давно – двадцать лет назад – у нас была уголовка за гомосексуальное поведение! В тюрьму отправляли. Известных кинорежиссеров у нас сажали.

Чем выше уровень развития личности, тем меньшее значение имеет пол


Вопрос из зала:

– Известно, что гендерная принадлежность ребенка формируется в семье до двух лет. Какова возможность формирования ребенка той же гендерной ориентации, что и родители, в однополой семье?


Наталья Ахмина:

– Я могу сказать, что пока еще никаких исследований на эту тему не проводилось. Но можно теоретически представить себе. Мы знаем, что дети копируют родителей. Их опыт – это опыт родительский. Это полное повторение. Поэтому ничего хорошего ожидать нельзя.


Светлана Боринская:

– Есть семьи, в которых навязывают что-то, и другие, в которых не навязывают. И в однополых семьях тоже могут что-то не навязывать. Они могут быть и интеллигентными, и подкованными, и хорошо воспитывать детей.


Сергей Мац:

– Мне кажется, что вопрос об ориентации в этом случае – двадцать пятый. Потому что первый вопрос – о личности. Если у этого ребенка не будет дефицита личности, если ему дадут сформироваться, проблема ориентации окажется настолько незначительной! Когда мы сталкиваемся со взрослыми людьми, нас интересует – ну, я не имею в виду читателей желтой прессы, – что он собою представляет, а не с кем он остается на ночь.


Светлана Боринская:

– У Игоря Семеновича Кона есть замечательная книжка, называется «Модели маскулинности и феминности». Одна ось: феминность, кажется, на одном конце, маскулинность – на другом. Если одного больше, значит, другого меньше. А есть другая модель: есть две оси, и женские качества, и мужские качества. И у каждого человека могут быть разные координаты по обеим осям. Когда и там, и там показатель высокий, это называлось «андрогин». То есть это мальчик, который может шить-вязать, или девочка, которая может отлично забивать гвозди, помимо всех своих женских занятий. Это обычно люди с таким высоким потенциалом, с большой энергией.


Сергей Мац:

– Есть люди, такие Моцарты по жизни. Им как-то все легко дается. А есть другие люди, если по Пушкину, Сальери. Они того же самого добиваются трудом. Стоит за этим какая-то психология? Да. Мы знаем, как это получается? Ну, в общем, более или менее знаем. Связано ли это как-то с полом? Никак не связано. Это связано с таким понятием, которое называется «личность». Это не абстракция, это вполне конкретная вещь, которую можно измерить, уверяю вас. И чем больше эта штука у людей развита, тем в меньшей степени для субъекта важно мальчик он, девочка, какой там у него пол, есть ли он. Какие у него органы, правильно ли они сформированы.

Чем более развита личность, тем меньшее значение все это имеет.

Вот как-то так.


Не в сети
 Профиль  
Cпасибо сказано
За это сообщение пользователю Trix "Спасибо" сказали:
Kitakaze
 Заголовок сообщения: Re: Влияние социального научения на гендерную идентичность
СообщениеДобавлено: 02 май 2016, 16:06 
Свой
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 11 май 2015, 10:37
Сообщения: 2627
Откуда: From the middle of nowhere

Cпасибо сказано: 1247
Спасибо получено:
517 раз в 405 сообщениях
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.


Не в сети
 Профиль  
Cпасибо сказано
 Заголовок сообщения: Re: Влияние социального научения на гендерную идентичность
СообщениеДобавлено: 02 май 2016, 16:25 
Администратор
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 15 окт 2013, 18:05
Сообщения: 3498

Cпасибо сказано: 813
Спасибо получено:
1294 раз в 981 сообщениях
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.


Не в сети
 Профиль  
Cпасибо сказано
 Заголовок сообщения: Re: Влияние социального научения на гендерную идентичность
СообщениеДобавлено: 02 май 2016, 17:48 
Свой
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 11 май 2015, 10:37
Сообщения: 2627
Откуда: From the middle of nowhere

Cпасибо сказано: 1247
Спасибо получено:
517 раз в 405 сообщениях
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.

_________________
Yea, though I walk through the valley of the shadow of death, I will fear no evil, for I am the most evil creature in that goddamn valley.


Не в сети
 Профиль  
Cпасибо сказано
 Заголовок сообщения: Re: Влияние социального научения на гендерную идентичность
СообщениеДобавлено: 02 май 2016, 18:15 
Администратор
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 15 окт 2013, 18:05
Сообщения: 3498

Cпасибо сказано: 813
Спасибо получено:
1294 раз в 981 сообщениях
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.


Не в сети
 Профиль  
Cпасибо сказано
 Заголовок сообщения: Re: Влияние социального научения на гендерную идентичность
СообщениеДобавлено: 03 май 2016, 02:30 
Свой
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 11 май 2015, 10:37
Сообщения: 2627
Откуда: From the middle of nowhere

Cпасибо сказано: 1247
Спасибо получено:
517 раз в 405 сообщениях
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.

_________________
Yea, though I walk through the valley of the shadow of death, I will fear no evil, for I am the most evil creature in that goddamn valley.


Не в сети
 Профиль  
Cпасибо сказано
 Заголовок сообщения: Re: Влияние социального научения на гендерную идентичность
СообщениеДобавлено: 03 май 2016, 05:44 
Администратор
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 15 окт 2013, 18:05
Сообщения: 3498

Cпасибо сказано: 813
Спасибо получено:
1294 раз в 981 сообщениях
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.


Не в сети
 Профиль  
Cпасибо сказано
 Заголовок сообщения: Re: Влияние социального научения на гендерную идентичность
СообщениеДобавлено: 03 май 2016, 11:51 
Свой
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 11 май 2015, 10:37
Сообщения: 2627
Откуда: From the middle of nowhere

Cпасибо сказано: 1247
Спасибо получено:
517 раз в 405 сообщениях
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.

_________________
Yea, though I walk through the valley of the shadow of death, I will fear no evil, for I am the most evil creature in that goddamn valley.


Не в сети
 Профиль  
Cпасибо сказано
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


 Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Основан НПО САМОСТЬ © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
-
Рекомендую создать свой форум бесплатно на http://4admins.ru

Русская поддержка phpBB