Текущее время: 18 сен 2019, 16:17

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Символика образов Гермафродита и Андрогина в культуре
СообщениеДобавлено: 01 мар 2014, 18:53 
Администратор
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 15 окт 2013, 18:05
Сообщения: 3036

Cпасибо сказано: 831
Спасибо получено:
1412 раз в 1045 сообщениях
Цитата:
http://www.liveinternet.ru/users/3131904/post153887771/

МИФОЛОГИЯ: АНДРОГИН И ГЕРМАФРОДИТ

Изображение

Андрогин

Андроги́н (греч. ἀνδρόγυνος: от άνδρας (муж, мужчина) и γυνή (женщина) — совершенный человек, объединяющий в себе оба пола, лишённый каких бы то ни было половых признаков; или мифическое существо, подобное гермафродиту, наделённому внешними признаками обоих полов.

В мифологии андрогины — мифические существа-предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки, реже — бесполые. За то, что андрогины пытались напасть на богов (возгордились своей силой и красотой), боги разделили их надвое и рассеяли по миру. И с тех пор люди обречены к поискам своей половины.

Платон в диалоге «Пир» рассказывает миф об андрогинах, предках людей, сочетавших в себе признаки мужского и женского пола. Подобно титанам, андрогины были страшны своей силой и посягали на власть богов. Зевс решил разрезать их пополам, уменьшив тем самым их силу и наглость вдвое. Основа этого мифа, возможно, имеет древнее происхождение, но в изложении Платона миф напоминает скорее пародию на этиологические мифы, и на самом деле служит введением в учение об Эросе (именно Эрос соединяет разделённые половинки андрогинов). Дальнейшее описание становится более комичным: андрогины имели округлое шаровидное тело, спина их не отличалась от груди, рук и ног было по четыре, на голове имелось два совершенно одинаковых лица, смотревших в противоположные стороны, две пары ушей.

В религиозной мифологии многих народов упоминается, что первый человек был создан андрогином, и лишь затем был разделён на мужчину и женщину. Такова каббалистическая трактовка первых глав Книги Бытия: вначале Бог сотворил человека «мужчиной и женщиной», т.е. андрогином (1,27), а затем разделил его на двух разнополых существ, создав женщину из его ребра (2,22): "Человек заслуживает это имя лишь постольку, поскольку он объединяет в себе мужчину и женщину. Адам, верно отражающий Адама высшего или первичного, должен был, в согласии с этой моделью, объединить в себе мужское и женское начала. И первоначально он был создан андрогином".

Черты двуполости — изображение божеств определённого пола с особенностями противоположного пола можно встретить в иконографии многих народов. Такова, например, бородатая Афродита и Афродита с мужским половым органом. Древние греки чтили в числе других богов Гермафродита — сына Гермеса и Афродиты, в нём совмещались женские и мужские черты.

В пантеоне богов ведийской и брахманистской Индии выделяется Адити — божественная корова-бык, мать и отец богов. Там же видное место занимает Праджапати, создавший всё из самого себя. Египетский бог Ра, совокупившийся сам с собой, породил других богов, людей и весь мир. Своеобразным вариантом андрогинов являются персонажи, предстающие то в мужском, то в женском облике. Так, небесное существо Пулуга (в андаманской мифологии) в южной части архипелага принадлежит мужской природе, в северной — женской.

В «Дао дэ цзин» говорится: «Он, знающий свою мужественность и хранящий свою женственность, есть первичный хаос мира». Согласно теософской версии, андрогинами являлись древнейшие боги – Осирис, Зевс, Дионис и другие. Имя Яхве дешифруется на две составляющие – мужское Ях и женское Хова. В Каббале андрогином является высшая магическая фигура – Макропрозоп.

Эквивалентом символики андрогина служит сочетание розы и креста в розенкрейцерианской традиции. Геометрическим вариантом андрогина служит символика инь-ян. Андрогинное существо в ведийской мифологии именовалось Ардханаришвара. Оно изображалось в композиции с символом андрогинности – цветком лотоса. Словом, все боги только и занимались тем, что сами все порождали. К символам андрогина можно отнести и двуглавого орла.

Если вы знаете историю религий, то с легкостью можете заметить такую закономерность: любое мифическое возникновение Вселенной – это всегда распад некоего целого, того, что объединяло в себе все сущее, а потом распалось, и, как следствие, возник мир... Именно поэтому многие ритуалы призваны воссоединить несоединимое, дабы обрести черты Творца.

Андрогин — мифическое существо, полуженщина-полумужчина, символизирующее мировую гармонию. В нем происходит соединение противоположных принципов: мужского и женского, активного и пассивного, материального и духовного, космоса и хаоса, неба и земли.

Важное место андрогинная сущность занимает в алхимическом символизме. Андрогинной природой обладает алхимический Меркурий. Буква Ь в алхимии указывает на андрогенный характер стихии воды. В животном мире андрогинным существом считался заяц. Он был посвящен египетскому саморожденному богу Осирису. Поэтому у жрецов Египта заяц почитался священным животным.

Платон в диалоге "Пир" устами Аристофана излагает следующую версию происхождения человека: "Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, — мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих: сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным — андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов — мужского и женского. Тогда у каждого человека тело было округлое, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у этих двух лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две. Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост — так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях... Страшные своей силой и мощью, андрогины питали великие надежды и посягали даже на власть богов...

Боги стали совещаться, как быть с андрогинами, и Зевс предложил рассечь их пополам, чтобы ослабить, ...он стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйцо волоском...

И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь...

Итак, каждый из нас — это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину".


Знак двуполой природы. Тема физического бессмертия

В древнеиндийских Космогониях Пуруша, проточеловек, дает власть над бессмертием. Из Пуруши возникают элементы Космоса, мировая душа, вечное осознающее начало, из которого творится множественность вещей. Пуруша имеет многосоставность большого размера, он со всех сторон накрывает Землю и воплощает идею: быть единым — значит являться многим. Ритуалы Пуруши — принесение человека в жертву и расчленение его на составные части.

Египетские фараоны, Нефертити, Тынах, несомненно, — существа андрогинной природы. Коптские фрески достаточно хорошо освещают эту проблему.

Андрогинами являются макрозопы — долголицые люди, предшествующие однополым существам.

Андрогины иногда рождали богов. По одной версии Атис был сыном Фригийца, неспособного к деторождению. По другой версии он был сыном андрогина Агдитиса. Атис был очень красив и в него влюбился сам Агдитис, мешая ему жениться на царской дочери. У Катулла есть поэма "Аттис", где герой исполнен ужаса перед игрой иррациональных сил.

Тему андрогина в русской литературе разрабатывал В.В. Розанов в книге "Люди Лунного света". Он интерпретировал этот символ на физиологическом уровне как проблему перемены пола, хотя и утверждал, что "пол не есть вовсе тело, а тело клубится около него и из него" (роман "Темный лик").

Один из символов андрогина — заяц. Он же символ Осириса.
Плиний считал, что заяц объединяет два пола. Недаром заяц является теперь символом современного издательства "Плейбой".


Гермафродит

Согласно Овидию («Метаморфозы») сын Гермеса и Афродиты, отвергнувший любовь нимфы Сальмакиды. Боги, вняв мольбам Салмакиды, соединили навеки тело нимфы с телом ее возлюбленного. Этот этиологический миф, по видимому, был создан для объяснения феномена бисексуальности. Римские копии греческих скульптур, изображающих чувственно расслабленного Гермафродита, не были редкостью в Европе.

Гермафродит — сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты, воспитанный наядами на горе Ида во Фригии. Когда Гермафродиту исполнилось пятнадцать лет, он отправился странствовать по Малой Азии. Однажды в Карий, когда Гермафродит купался в водах источника, нимфа этого ключа Салмакида страстно влюбилась в Гермафродита, но ее мольбы о взаимности не имели успеха. По просьбе Салмакиды боги слили ее с Гермафродитом в одно двуполое существо (Ovid. Met. IV 285 след.). В начале IV в. до н.э. в Аттике был популярен культ Гермафродита.

По преданию, каждого, кто пил из этого источника, постигала судьба Гермафродита — если не буквально, то хотя бы в том смысле, что он становился болезненно женственным.
Некоторые считают, что это бог, который время от времени появляется среди людей.

Существовала комедия Посидиппа «Гермафродит».


Не в сети
 Профиль  
Cпасибо сказано
 Заголовок сообщения: Re: Символика образов Гермафродита и Андрогина в культуре
СообщениеДобавлено: 17 апр 2019, 20:18 
Администратор
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 15 окт 2013, 18:05
Сообщения: 3036

Cпасибо сказано: 831
Спасибо получено:
1412 раз в 1045 сообщениях


ДВУПОЛЫЕ СУЩЕСТВА, гермафродиты, андрогины – в мифологии боги, мифические предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки.

Древние греки чтили в числе других богов Гермафродита – сына Гермеса и Афродиты, в нём совмещались женские и мужские черты. Согласно, по-видимому, древнему, может быть, орфическому мифу, воспроизведённому в диалоге Платона «Пир», предки людей, имевшие по два лица, четыре руки, четыре ноги, были трёх родов: мужчины, женщины и андрогины, обладавшие признаками обоих полов. Зевс наказал этих перволюдей за их гордость, разрубив каждого вдоль, повернув лица и половые органы в сторону разреза. И вот теперь люди ищут утраченную половинку, и, когда эти половинки находят каждая свою, возникает эрос – любовь. Но потомство рождается только от разнополых половинок (потомков андрогинов). В пантеоне богов ведийской и брахманистской Индии выделяется Адити – божественная корова-бык, мать и отец богов. Там же видное место занимает Праджапати («господин потомства», покровитель жизни), создавший всё из самого себя. Египетский бог Ра, совокупившийся сам с собой («упало семя в мой собственный рот»), породил других богов, людей и весь мир. В древнегерманских представлениях бог Туисто (букв. «двойственный», «двуполый») создал первого человека Манна. Существует предположение о двуполой природе великана Имира. В мифах африканского народа догонов демиург Амма изготавляет из глины первую чету людей, в свою очередь порождающую восемь бессмертных двуполых предков.

Черты двуполости – изображение божеств определённого пола с особенностями противоположного пола – можно встретить в иконографии многих народов. Такова, например, бородатая Афродита и Афродита с мужскими половыми органами и др. Своеобразным вариантом двуполых существ являются персонажи, предстающие то в мужском, то в женском облике. Так, небесное существо Пулуга (в андаманской мифологии) в южной части архипелага мужской природы, в северной – женской.

В примитивных мифологиях (напр., у австралийцев) налицо образы не столько двуполых, сколько бесполых существ – предков. В мифологии премии диери говорится о предках людей – чёрных ящерицах, которых демиург Мура-мура «доделал», отделив каменным ножом от туловища руки и ноги, вылепив пальцами лица, глаза, уши, рот, отрезав хвост и после всего придав им половые органы. По мифу племени реки Тулли, первые мужчины и женщины ничем между собой не различались, позже у них появились различительные признаки пола. По мифу племени вотьобалук, тотемический предок – летучая мышь, почувствовав влечение к женщине, превратил самого себя в мужчину, а другое существо – в женщину. В мифе племени унамбал говорится о змее-предке Унгуд, которая была по желанию то мужчиной, то женщиной.

У некоторых народов встречается своеобразное расщепление двуполого мифологического образа на мужской и женский, при сохранении одного и того же имени. Это особенно характерно для римской мифологии, где существовали пары божеств: Либер – Либера, Помо – Помона, Диан – Диана, Фаун – Фауна, Фату – Фатуа, Луперк – Луперка, Янус – Яна, Диус – Диа, Волумн – Волумна, Лиментин – Лиментина, Как – Кака и др. (божество Палес представлялось то женским, то мужским). Некоторое распространение такие пары имеют и в мифологии греков: Адмет – Адмета, Алкандр – Алкандра, Главк – Главка, Клитий – Клития и др. – главным образом имена местных героев; а также и в ведийской мифологии: Агни – Агнайи, Яма – Ями, Индра – Индрони и др.

Есть мнение, что в библейском рассказе о сотворении богом Евы из ребра Адама отразился в искажённом виде миф о первоначальной бесполости первых людей (так думал, например, средневековый еврейский богослов Моисей Маймонид).

Каково происхождение мифологических образов двуполых существ? Первый учёный, обративший внимание на это явление, фон Ромер считал «андрогинную» идею характерной для всех религиозно-мифологических систем мира. Голландский миссионер Й. Винтхейс, изучавший верования племён Австралии и Океании, полагал, что мышление всех отсталых народов насквозь пронизано сексуализмом, поэтому и мифология их начинается с образов неких существ, сотворивших мир путём самооплодотворения. Этнограф-африканист Г. Бауман, напротив, находит, что двуполые существа характерны для мифологии народов со старой высокой культурой и для народов, находившихся как бы на окраине цивилизованного мира и испытывавших его влияние. Он считает, что в основе этих образов лежит обрядовая практика «перемены пола» (травестизм), которая имеет целью повысить магическую потенцию человека. Он полагает также, что андрогины могли возникнуть из прямого наблюдения за редкими, но реальными фактами гермафродитизма. С другой стороны, Бауман склонен приписывать идею бисексуальности одному определённому «культурному кругу» – культуре строителей мегалитов и, не всегда вполне обоснованно, сближает с представлениями о двуполых существах также широко распространённые мифологические мотивы: мирового яйца, прародительской пары, мирового великана.

Сама по себе мифологическая идея двуполости (и бесполости) имеет довольно ясное происхождение. Здесь налицо типичное для всякого мифа «объяснение от противного»: люди делятся на женщин и мужчин потому, что прежде-де они не были разделены, половых различий не было. Несомненно существует связь с обрядовой и культовой практикой травестизма – ритуальной переменой пола, а также с обычаем религиозной кастрации и самокастрации. Некоторые исследователи предполагают также и связь с австралийским обычаем субинцизии – обрядовым уподоблением мужчины андрогину.

Лит.: Usener H., Götternamen, Versuch einer Lehre von der religiösen Begriffsbildung, Bonn, 1896; Winthuis J., Das Zweigeschlechterwesen bei den Zentralaustraliern und anderen Völkern, Lpz., 1928; Baumann H., Das doppelte Geshlecht, B., 1955.

С.А. Токарев


Не в сети
 Профиль  
Cпасибо сказано
За это сообщение пользователю Trix "Спасибо" сказали:
Kitakaze
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


 Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Основан НПО САМОСТЬ © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
-
Рекомендую создать свой форум бесплатно на http://4admins.ru

Русская поддержка phpBB